November (SWE)

Шведское power-trio NOVEMBER — одно из самых ярких явлений прогрессивной сцены 70-х годов. Особенно стоит обратить внимание, что группа добилась значительного успеха и за пределами своей Родины. И это несмотря на то, что коллектив исполнял материал отнюдь не на общепринятом английском языке, а на шведском. Собственно такой подход лишь добавил оригинальности и без того великолепной и очень самобытной команде.

Группа NOVEMBER берет свое начало из ансамбля THE IMPS, из пригорода Стокгольма, в составе которой к 1968 году появились басист Chrysler Stalbrandt и барабанщик Bjorn Inge. После не долгосрочного сотрудничества Stalbrandt покидает коллектив и собирает под своим руководством легендарное трио TRAIN. И первым гитаристом этой группы стал англичанин Сноу Уайт (Snowy White), который делал свои первые шаги на музыкальной сцене именно в Швеции. Коллектив исполнял блюз-рок, типичный для представителей Британского Блюзового Бума конца 60-х. Но в середине 1969-го Уайт решает вернуться в Англию, а в TRAIN его замещает молодой талант Richard Rolf.

В середине 1969-го трио выступало лишь по местным небольшим клубам, либо в качестве support act для команд из Англии. Переломный момент для музыкантов наступил 1-го ноября того же года во время выступления на разогреве у FLEETWOOD MAC в Cue-club в городе Gothenburg. Осознав, что, таким образом, появилась принципиально новая команда, название решено было сменить на NOVEMBER.

Заручившись поддержкой владельца компании Matel Томасом Йохансоном, коллектив в начале 1970-го приступил к записи дебютной пластинки. Работа велась на национальном шведском радио (National Swedish Radio). Для расширения музыкальной палитры к записи «En NU tid ar har» был привлечен флейтист Jan Kling, а буквально по выходу пластинки последовало первое самостоятельное турне по стране.

Десять авторских композиций дебютного «лонгплея» сразу поставили группу отдельно от многих коллег по сцене. Четкая и уверенная игра Bjorn Inge великолепно подходила к гитарным партиям Richard Rolf'а. Но все-таки основное внимание было приковано к Stalbrandt'у — его сочный и изобретательный бас руководил парадом, а вокальные способности могли служить лучшим примером эмоционального и оригинального песнопения. Большая часть композиций строилась вокруг жесткого гитарного рифа, при этом исполнение было легкое и непринужденное, что редко встретишь у исполнителей тяжелого рока. Подлинным шедевром прогрессивного рока получилась композиция Let at du ar barn gen, которая звучит столь же необычно, как и завораживающе. Появляющийся в конце детский хор уже не удивляет слушателя — ведь все предыдущие выходки подготовили именно к такому завершению.

К моменту выхода второго альбома группа приобрела статус одних их самых ярких представителей прогрессивной сцены Швеции, что сказалось на интересе не только со стороны слушателей, но и коллег по цеху. В частности, им предложил сотрудничество гитарист, клавишник, певец и продюсер из другой легендарной группы MADE IN SWEDEN Georgee Wadenius. Именно под его чутким руководством был записан альбом «2:a November».

Новая работа группы была выполнена уже на совершенно ином уровне. Теперь их стиль вмещал не только тяжелый блюз-рок, но принципиально новое направление, которое позже оказалось воспринято многими современниками — меланхолический скандинавский прогрессивный рок. Альбом открывает задумчивая партия фортепиано, которая сопровождается печальным голосом Stalbrandt'а. Но уже парой минут спустя в ход вступают гитарные рифы и дикий бас. Тем не менее, даже тяжелый, «профильный» материал звучал гораздо глубже и проникновеннее, чем на предшествующей пластинке. Теперь стилистически группа в полной мере попадала в категорию heavy-progressive. Эпизодическое появление клавишных инструментов в исполнении Wadenius'а усложняло и без того необычную музыку. Частые смены ритма, бас как соло инструмент, эмоциональный вокал, скандинавская меланхолия — вот составляющие успеха NOVEMBER.

Символично выглядело последующее турне. Если после первой работы трио отправилось в гастроли по Швеции, то после уникальной второй работы настал черед покорить и европейские страны. К сожалению, несмотря на успех уже тогда были посеяны зерна скорого распада команды. Напряженный график привел молодых музыкантов в замешательство и поставил перед ними вопросы о дальнейшем развитии карьеры. Так летом 1972 года было решено, что после предстоящего длительного турне группа будет распущена. Но в начале того же года трио нашло в себе силы записать свою самую сильную работу — «6:e November».

По сути, на своей третьей пластинке музыканты довели до совершенства все лучшее, что у них было ранее. Гитарные рифы стали еще более изощренными (Stark tillsammans), мелодии задумчивых баллад были еще ближе к фолк року (February), а прогрессивные треки получились еще более навороченными (Alt genom DJ). Альбом был идеально скомпилирован, смена настроения может удивлять, но не может оставить равнодушным.

Как и было обещано летом 1972 года, после полугодового турне коллектив распадается. Последнее выступление было проведено в клубе «Domino» в Стокгольме, в канун нового года. Хотя дальнейшая совместная деятельность и была прекращена, каждый из трио оказал значительное влияние на прогрессивную сцену Швеции середины 70 х. Rolf собрал группу NATURE, а спустя год после ее распада начал сольную карьеру. Bjorn Inge продолжил успешно выступать с самыми разными коллективами — BLUE SWEDE и Bjorn Skins. В 1974 году он собрал джаз-раковый ансамбль ENERGY, отметившийся одноименной пластинкой в том же году. Лидер коллектива Stalbrandt продолжил развивать линии тяжелого прогрессивного рока в группе SAGA. Как пишет Dag Eric Asbjornsen, «единственный альбом этого коллектива представил дальнейшее развитие меланхолического направления, обретенного еще в NOVEMBER».

В 1993 году трио собралось для одного единственного концерта, который был запечатлен на пленку. Но это был лишь короткий эпилог в творчестве великолепной группы из Швеции.

(Рок-Музыка 60-70-х) 

0
Nitzinger
Nice, The

Читайте также: